вторник, 16 июня 2015 г.

Понравилось…

"Как же мира мучительно хочется":
Вышел в свет сборник гражданской поэзии Донбасса 2014-2015 годов
Всем – привет!
В книгу «Час мужества» (Москва, издательство «Перо», 2015 г.) вошли стихи обычных людей, столкнувшихся с войной. В ней собраны стихи тех, чьи судьбы навсегда связаны с Донбассом, переживающим сегодня ужасы войны. В числе поэтов, представленных в сборнике, есть как профессиональные литераторы, так и обычные люди, взявшиеся за перо уже после того, как им пришлось столкнуться с суровой правдой военных будней, бомбежками, голодом, потерей родных и близких. Эти стихи – настоящий голос Донбасса.
"Как я выжил, будем знать / Только мы с тобой, - / Просто ты умела ждать, / Как никто другой"... "Жди меня" - лучшее стихотворение, написанное в годы войны К. М. Симоновым, которому в этом году исполняется 100 лет. Но оно не о войне, о любви.
Вот стихи, созданные Юрием Юрченко незадолго до того, как он попал в плен под Иловайском в июле 2014 года, тоже о любви: "...И плачет женщина моя, / Ночами Господа моля, / Чтоб - хоть изранен, но - живой / С войны вернулся я домой". Они напечатаны в сборнике гражданской поэзии Донбасса "Час мужества", который вышел в свет и был представлен вниманию читателей накануне Дня русского языка, 6 июня. В нем - стихи 33 авторов. Название "Час мужества" - это цитата из стихотворения Анны Ахматовой, в котором звучат также известные всем нам строки: "И мы сохраним тебя, русская речь, / Великое русское слово".
Так уже бывало не раз - война рождает подлинных поэтов. Пережитое ими вызывает к жизни поэтические строки высокого эмоционального накала, от которых перехватывает горло и тесно в груди.
Но не только с войной и бедой связано творчество донецких и луганских поэтов. Вокруг рвутся снаряды, а они думают о мире: "Отскребем зеркала, отчистим. / И посадим кусты жасмина, / И построим мосты и башни, / Автобаны, заводы, парки" (журналист Ирина Белоколос).
И просто рассказывают - о чем-то, уже ставшем привычным, даже обыденным: "На линию фронта ходили трамваи, / За линию фронта маршрутки ходили. / Дончане тем летом так много узнали / О людях, о жизни, о Боге, о мире..." (журналист Марина Бережнева).
И конечно, мечтают: "Как же мира мучительно хочется! / Утра тихого, легкого платьица, / Чтобы в небе стрижи и ласточки / Да в пыли воробьев сумятица" (учитель, медсестра, народная поэтесса Донбасса Ирина Быковская (Вязовая).
Источник фото
Конечно, хотелось бы, чтобы в российский Год литературы для донбасских поэтов существовали бы иные мотивы для творческого вдохновенья. Но в первую очередь скажем им искренние слова благодарности за эти поэтические строки и пожелаем долгожданного мира на родной земле.
Автор: Михаил Сеславинский, глава Роcпечати

Из книги
Как же мира мучительно
                                 хочется!
Утра тихого, легкого
                            платьица,
Чтобы в небе стрижки
                             и ласточки
Да в пыли воробьев сумятица.
У икон молитва да свечечки,
Травы пахнут, Святая Троица,
И чтоб кто-то шепнул -
                       "Все наладится.
Только к лучшему все устроится".
Как же хочется жизни, Господи!
Паучка в паутине-качелях,
Чтоб рассвет не во взрывах
                              и выстрелах
И закат в соловьиных трелях.
Тихой старости для родителей,
Сыновьям чтоб невесты
                                в локонах,
Чтоб младенцы задорно агукали
В кружевных разноцветных
                                     коконах.
Как же хочется правды,
                                   честности!
Пусть нароют ее старатели.
Справедливости, словно чуда -
Чтоб с Донбасса ушли каратели.
Чтоб от скверны неверья
                                  очистились
Наши души, сквозь пламень
                                 прошедшие,
Чтобы дети опять
                              улыбались нам
И вернулись друзья ушедшие.
Ирина Быковская (Вязовая), сентябрь 2014 г.

Молитва
Услышь нас, Господи, мы - живы,
пошли на землю свой конвой
гуманитарный. Тянет жилы
сирены вой и ветра вой...

Поверь нам, Господи, мы - люди.
В братоубийственной войне
за всех солдат молиться будем,
на той и этой стороне.

Прости нас, Господи, мы серы
и сиры в глупости своей.
В родной земле греша без меры,
мы просим процветанья ей...
Спаси нас, Господи, мы слабы -
от минометного огня,
стрельбы и ненасытных
                              "Градов",
мы сами не спасем себя...
Людмила Гонтарева,
сентябрь 2014 г.
* * *
затишье... в оцеплении минут,
когда ничто не рвется
                             и не жалит,
ты слушаешь живую тишину
везде: в дому, на улице, в подвале,
ты слушаешь ее до немоты,
до хруста пальцев, до умного звона
и чувствуешь: меняются черты
и тишина становится иконной.
Александр Савенков,
февраль 2015 г.
* * *
Унижен и изувечен.
Но не расчеловечен.
Голоден и обезвожен.
Но не обезбожен.
Топится адская печка.
Горячий от солнца и горя,
Мой город горит, как свечка,
У Господа на престоле.
Алиса Федорова, февраль 2015 г.
* * *
Мой город охрип от молитв,
Мой город оглох от бомбежек,
Мой город сегодня безлик...
Прошу: защити его, Боже!
Голодный, как брошенный пес,
И часто дрожит от озноба.
Мой город, уставший от слез,
Еще уповает на Бога...
Калека, бессильный на вид,
Но тлеет в нем дух поколений.
Мой город стоит на крови...
За то, что не стал на колени.
Екатерина Ромащук,
20 ноября 2014 г.
* * *
А "скорая" меня не довезла,
напрасно била об асфальт колеса.
В единый миг я стала безголоса
среди руин и битого стекла.

Подумайте: молчать!
                          Я так смогла?!
Не видеть мир, не трогать
                            и не слышать,
как бисер-дождь рассыпался
                                 по крышам...
Опять не повезло -
Я умерла.
Анна Вечкасова,
октябрь 2014 г.

"Ватник"
Зачем иду я воевать? -
Чтоб самому себе не врать.

Чтоб не поддакивать родне:
"Ты здесь нужней, чем на войне!
Найдется кто-нибудь другой,
кто встанет в строй,
                     кто примет бой..."

За это "неуменье жить"
Не грех и голову сложить.
Юрий Юрченко,
11 июня 2014 г. Донецк

Мой черный грач...
Мой черный грач, -
                     простимся, брат:
Я - ополченец, я - солдат,
И может жизнь - в момент
                                    любой
Позвать меня на смертный бой.

...И мать опять не спит моя,
Ночами Господа моля
О том, чтоб сын ее родной
Живым с войны пришел домой...

Скажи мне, грач, какой же толк
В словах про память и про долг,
Когда не сможем мы сберечь
Ни нашу честь, ни нашу речь?!

...И плачет женщина моя,
Ночами Господа моля,
Чтоб - хоть изранен, но - живой
С войны вернулся я домой.

Мой грач, о, как бы я хотел,
Устав от скорбных ратных дел,
Прижать к груди жену и мать...
И просто - жить. Не воевать.

Но плачет Родина моя,
Меня о помощи моля,
И я иду опять, мой грач,
На этот зов, на этот плач.
Юрий Юрченко,
10 августа 2014 г. Донецк

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Мирослава! Не могла удержать слез, когда читала эти строки! Спасибо Вам за обзор сборника! А жителям Донбасса желаю окончания войны, желаю скорее увидеть мирное небо над головой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, добрый вечер!
      Да, меня тоже потрясли стихи из этого сборника. Преклоняешься перед мужеством людей, живущих под бомбежками. Спаси их, Господи, и защити!
      Спасибо Вам большое за отзыв и сочувствие Мира и Добра всем нам!

      Удалить
  2. Мирослава, спасибо!
    Слов нет! Хочется мира. Очень-очень.
    Пусть молитвы жён, матерей, наши помогут ополченцам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, согласна с Вами. Нужны молитвы, но и какие-то более действенные меры. Как весь мир не видит, что происходит на Донбассе? Каждый день умирают люди, дети...Без слез не могу смотреть новости с Донбасса.
      Благодарю Вас за комментарий и сопереживание. Всего Вам самого доброго и мирного!

      Удалить
  3. "Опять не повезло. Я умерла..."
    Пронизывает...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Витальевна, есть потрясающие строки, может быть потому, что написаны сердцем и болью?
      Спасибо Вам огромное за отзыв и внимание к блогу, за понимание. Всего вам самого светлого и доброго!

      Удалить
  4. Опять слезы на глазах и комок в горле. Нет, нам нужен мир! Верю в это

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, на все 100% согласна с Вами! Но КАК его добиться? Как? Слежу за новостями, читаю в Интернете и не вижу путей прихода всей страны к МИРУ. Это - очень страшно...
      Спасибо Вам большое за Ваш отзыв и сопереживание, понимание и ВЕРУ. Удачи и всего самого доброго, мирного и светлого!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...