пятница, 17 апреля 2015 г.

К 70-летию Победы

Стихи о войне
Всем – привет!
Война и поэзия…Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но на войне поэзия лечила душу, помогала пережить нелегкие времена. Она была лучом света в обожженных душах солдат.  И в наши дни стихи о войне, особенно в последнее время, вызывают живой интерес. Может быть, они в какой-то степени передают атмосферу тех страшных дней, а может быть, с их помощью мы можем хоть чуточку прикоснуться к внутреннему миру воевавших людей, заглянуть  в душу и узнать ответ на мучительный вопрос - как же они смогли победить?
Предлагаю вам сегодня, дорогие друзья, подборку стихов о войне, некоторые их которых без источников, т.к. когда-то давно я записывала их в свою «заветную» тетрадочку. Надеюсь, что стихи вам тоже понравятся.

Призывная песня
Белый лебедь по весне
Помахал крылами мне:
-Я - не лебедь, я - солдат,
Я погиб за Сталинград.

Над родной землей летал,
Но ее я не признал.
На Отечество мое 
Налетело воронье.

Всюду каркают,снуют,
Что не сеяли-клюют,
Делят землю, как свою,
Для того ль я пал в бою?!

Сердцем чувствую -пора 
Грянуть русскому "Ура",
Силе темной дать отпор,
Чтоб убралась за бугор.

- Белый лебедь, мы - с тобой!
Встанем все на смертный бой.
Не дадим Отчизну-мать
Супостату растоптать!

Белый лебедь по весне
Помахал крылами мне:
-Я - не лебедь, я - солдат,
Я погиб за Сталинград.
Любовь Адерихина
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда —
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна…
Юрий Воронов
Памяти друга
И в День Победы, нежный и туманный,
Анна Ахматова
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку  и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
8 ноября 1945 г.
Анна Ахматова
«Старый фильм»
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой.
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Дети детство узнали в руинах домов.
Эту память вовек не убить,
Лебеда - их еда и землянка - их кров.
А мечта - до Победы дожить.
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
С. Самушенков 
Я разучился плакать на войне
Я разучился плакать на войне,
Когда терял под пулями друзей.
Их голоса звучат еще во мне,
И, что ни год, все горше, все слышней,
Я просыпаюсь иногда в поту,
Не в силах позабыть кошмарный coн - 
Как будто вновь штурмует высоту
Одетый в маскхалата батальон.
И кровь видна на маскхалатах мне,
И кровь на перемешанном снегу...
Я разучился плакать на войне,
И слезы, словно память, берегу.
РИЗА ХАЛИД
Партизан
Про жизнь и смерть.
Ущелья пахли дымом,
Он уцелел 
— один из двадцати.
И, прозванный стократ «неуловимым»,
В тот раз подумал:
«Не уйти».
Кольцо сжимал все туже неприятель,
А он засел в окраинной избе, 
Десяток пуль расчетливо потратил
И приберег последнюю 
— себе.
Я слышал, на Балканах есть могила
И некролог из трех коротких фраз:
«Не смейся, смерть! Лишь раз ты победила,
Он побеждал тебя - десятки раз!..»
ИЛЬЯ ФОНЯКОВ
В ЗЕМЛЯНКЕ
(шутка)
Огонек чадит в жестянке,
Дым махорочный столбом...
Пять бойцов сидят в землянке
Эдуард Асадов
И мечтают кто о чем.

В тишине да на покое
Помечтать - оно не грех.
Вот один боец с тоскою,
Глаз сощуря, молвил: "Эх!"

И замолк. Второй качнулся,
Подавил протяжный вздох,
Вкусно дымом затянулся
И с улыбкой молвил: "Ох!"

"Да",- ответил третий, взявшись
За починку сапога,
А четвертый, размечтавшись,
Пробасил в ответ: "Ага!"

"Не могу уснуть, нет мочи! -
Пятый вымолвил солдат. -
Ну чего вы, братцы, к ночи
Разболтались про девчат!"
Эдуард Асадов
НАШ  ВЕЧНЫЙ ДЕНЬ  ПОБЕДЫ
С каждым годом он дальше и дальше идет 
От того, легендарного сорок пятого, 
Горьким дымом пожаров и славой объятого, 
Как солдат, что в бессрочный идет поход.

Позади — переставший визжать свинец. 
Впереди — и работа, и свет парадов, 
В его сердце стучат миллионы сердец, 
А во взгляде горят миллионы взглядов.

Только есть и подлейшая в мире рать, 
Что мечтает опошлить его и скинуть, 
В темный ящик на веки веков задвинуть. 
Оболгать и безжалостно оплевать.

Растоптать. Вверх ногами поставить историю. 
И, стараясь людей превратить в глупцов, 
Тех, кто предал страну, объявить героями, 
А героев же вычеркнуть из умов.

Только совесть страны не столкнуть с откоса. 
И, хоть всем вам друг другу на голову встать, 
Все равно до Гастелло и Зои с Матросовым 
Вам, хоть лопнуть от ревности, не достать.

День Победы! Скажите, теперь он чей? 
Украинский, таджикский, грузинский, русский 
Или, может, казахский иль белорусский? 
Полный мужества праздник страны моей!?

Разорвали страну... Только вновь и вновь 
Большинству в это зло все равно не верится, 
Ибо знамя Победы никак не делится, 
Как не делится сердце, душа и кровь.

И какими мы спорами ни кипим, 
Мы обязаны знать, и отцы, и дети. 
День Победы вовек для нас неделим, 
Это главный наш праздник на целом свете.

День Победы! Гремит в вышине салют.
Но величье, весь смысл его и значенье 
Для народов земли до конца поймут, 
Может быть, лишь грядущие поколенья!

Вот идет он, неся свой высокий свет. 
Поколенья будут рождаться, стариться, 
Люди будут меняться, а он — останется. 
И шагать ему так еще сотни лет!
Эдуард Асадов

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Мирослава, читать стихи о войне, слушать песни всегда трепетно и волнительно, но в тоже время, каждый раз я испытываю огромное чувство гордости на нашу Родину. Сейчас повсеместно проводятся конкурсы юных чтецов. Стихи о войне для детей – это незаменимый материал, который помогает рассказать подрастающему поколению о войне ярко и емко одновременно. Это воспитывает наших детей, сохраняет людскую память

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, вот и я испытываю чувство гордости за свою страну. Сколько у нас талантливых и добрых людей! А поэзия действительно возвышает душу и облагораживает чувства человека и обязательно нужно с самого детства прививать вкус к хорошей поэзии нашим детям.
      Спасибо большое за комментарий, за Ваше доброе отношение к блогу. Очень признательна и благодарна Вам!!!

      Удалить
  2. Спасибо, Мирослава, за стихи. Было волнительно и трепетно их читать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, здравствуйте! Благодарю за комментарий, за то, что нашли время его оставить. Всего Вам самого доброго и позитивного!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...