четверг, 12 марта 2015 г.

День в истории литературы

12 марта в истории литературы
Всем – привет! 
Продолжаю  рубрику «День в истории литературы». Сегодня в ней три имени: 12 марта – день смерти Анны Франк, Аркадия Аверченко, Роберта Ладлэма.

АННА ФРАНК
12 марта 1945 года в концентрационном лагере Берген-Бельзен, не дожив нескольких недель до прихода английских войск, менее двух месяцев до окончания войны и ровно трех месяцев до своего 16-летия, умерла от тифа Анна Франк.
В течение двух лет, на протяжении которых семья Франк скрывалась от нацистов в Амстердаме, эта еврейская девочка вела дневник. «Целые улицы превращены в груды щебня, и понадобится немало дней, чтобы пристроить всех, у кого разбомбило дома… Больницы переполнены. Дети бродят по улицам, ищут под обломками отцов и матерей», - выводила детская рука… 
Источник картинки
4 августа 1944 года гестаповский патруль ворвался в убежище, где пряталось семейство Франк и еще несколько евреев, и увез всех в сборный лагерь Вестерборк. В опустевшем помещении на полу тайника остались валяться книги, газеты и клетчатая тетрадка, подаренная Анне на день рождения – ее дневник. Эту тетрадку подобрали друзья, и после окончания войны вручили чудом уцелевшему в Освенциме отцу девочки. Когда дневник был опубликован, имя Анны Франк прославилось на весь мир, а сам дневник, переведенный на множество языков, стал одним из самых ярких свидетельств о преступлениях нацизма.

РОБЕРТ ЛАДЛЭМ
12 марта – дата смерти писателя.
Роберт Ладлэм (Robert Ludlum) - американский писатель, один из самых признанных мастеров триллера. Родился 25 мая 1927 года в Нью-Йорке в семье бизнесмена. Детство провел в Шорт Хиллз, штат Нью-Джерси. В 14 лет пытался сбежать из дома, чтобы играть на сцене, но родителям удалось вернуть сына в школу. Во конце Второй Мировой войны был призван в морскую пехоту и служил на Тихом океане. Вернувшись, поступил в университет Уэсли, где познакомился со своей будущей женой Мэри. 
Роберт и Мэри поженились в 1951 году, когда он закончил учебу. На протяжении следующих нескольких лет они вместе играли на Бродвее, участвовали в телепостановках. В 1956 году Ладлэм ушел со сцены и стал продюсером, основав свой театр в Парамусе (Нью-Джерси). А через пятнадцать лет решил попробовать себя в качестве писателя. 
В 1971 году выходит первый роман Ладлэма "Наследство Скарлатти", который сразу же возглавил списки бестселлеров, как лучший триллер. В нем писатель пишет о тайных связях американского бизнеса и фашизма во время Второй Мировой войны. Впоследствии тема фашизма не раз будет возвращаться на страницы его произведений. 
Характерными чертами романов Ладлэма являются непредсказуемость сюжетов, атмосфера параноидального страха, глобальные заговоры. Очень часто главными героями его произведений являются обычные люди, поставленные волею судьбы или злого умысла в предельно экстремальные условия.
Затем последовали романы: «Уик-энд Остермана», «Тревейн», «Дорога на Гандольфо», «Обмен Райнмана», «Рукопись Чэнселлора», «Идентификация Борна» и другие книги. Его романы, а всего их свыше 20, еще до кончины автора были переведены на 32 языка и разошлись по миру общим тиражом в 220 миллионов экземпляров! 
Советский читатель начинал знакомиться с творчеством Ландлэма по журнальным публикациям – сначала в «Иностранной литературе» состоялась нашумевшая публикация романа «Бумага Мэтлока», а потом «Нева» напечатала «Рукопись Чэнселлора». Сегодня книги Ландлэма выходят баснословными тиражами и продолжают пользоваться неослабевающим спросом.
Главное, что отмечают как поклонники этого автора, так и критики - мастерски сотканные сюжеты его книг. «В любом романе мистера Ладлэма заложено столько неожиданностей, сколько не встретишь ни в каком ином произведении данного жанра», - отмечалось в литературном приложении к газете «Нью-Йорк таймс». И дело здесь не только в одаренности художника, но и в его большом жизненном опыте: до прихода в литературу Роберт Ладлэм почти два десятка лет работал в шоу-бизнесе актером и продюсером. Там он на деле постигал искусство удерживать внимание зрителя, слушателя, читателя.
Интрига не должна заслонять собой живого человека - таково было творческое кредо Ладлэма. Его персонажи отнюдь не геройствуют, но живут своими проблемами и заботами, а когда получают удары, то испытывают боль и страдание.
В 1980-м году вышла книга, которая принесла автору мировую славу, а также стала началом целой серии книг – 'Идентификация Борна'. По сюжету книги, главный герой – Борн - в прошлом агент ЦРУ, был найден без памяти в море, на протяжении всей книги он пытается вспомнить кто же он такой; в 1988-м году вышел одноименный фильм, вторая экранизация книги вышла на экраны в 2002.
В 1986-м и в 1990-м были изданы книги 'Превосходство Борна' и 'Ультиматум Борна', которые соответственно стали продолжением саги.
Некоторые из книг Ладлэма выходили под его псевдонимами - Майкл Шеперд или Джонатан Райдер.
Его последней книгой стала 'Уловка Прометея', опубликованная в 2000-м году.
Роберт Ладлэм скончался в возрасте 73 лет, 12 марта 2001-го года, от сердечного приступа. После смерти Ладлэма были обнаружены несколько его рукописей, одна из которых "Предупреждение Эмблера" была издана в 2005 году на языке оригинала, в 2006 переведена на русский и выпущена в России, стала настоящим бестселлером.

АРКАДИЙ АВЕРЧЕНКО, русский писатель-сатирик и юморист.
12 марта 1925 года – дата смерти писателя.
Родился 15 марта 1881 года в Севастополе в семье купца 2-й гильдии Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата с Полтавщины.
А. Т. Аверченко не получил никакого начального образования, так как ввиду плохого зрения не мог долго заниматься. Но недостаток образования со временем компенсировался природным умом.
Работать Аверченко начал рано, ещё в 15 лет, когда поступил на службу в частную транспортную контору по перевозке кладей. Продержался он там недолго, чуть больше года, и впоследствии описал этот период своей жизни в иронической «Автобиографии», а также рассказе в «О пароходных гудках»
В 1896 году Аверченко уезжает работать конторщиком в Донбасс, на Брянский рудник. На руднике он проработал четыре года, впоследствии написав несколько рассказов о тамошней жизни («Вечером», «Молния» и др).
В начале 1900-х годов он переезжает вместе с правлением рудников в Харьков, где 31 октября 1903 года в газете «Южный край» появляется его первый рассказ.
В 1906—1907 гг. он, «совершенно забросив службу», редактирует сатирические журналы «Штык» и «Меч», а в 1907 году его наконец увольняют из правления со словами: «Вы хороший человек, но ни к чёрту не годитесь». После этого, в январе 1908 года, А. Т. Аверченко уезжает в Санкт-Петербург.
Итак, в 1908 году Аверченко становится секретарём сатирического журнала «Стрекоза» (впоследствии переименованным в «Сатирикон»), в том же году — его редактором.
Аверченко многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми — Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н. В. Ремизовым (Ре-ми), и др. Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы. За время работы Аверченко в «Сатириконе», этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны («Литейном театре», «Кривом зеркале», «Летучей мыши»).
В 1911—1912 гг. Аверченко дважды ездит в путешествия по Европе со своими друзьями-сатириконцами (художниками А. А. Радаковым и Ремизовым). Эти путешествия послужили Аверченко богатым материалом для творчества: в 1912 году вышла его популярная книга «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу».
А. Т. Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами Ave, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.
После Октябрьской революции всё резко изменилось. В июле 1918 года большевики закрыли «Новый сатирикон» вместе с другими оппозиционными изданиями. Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к Советской власти. Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (в Крым, занятый белыми), Аверченко пришлось пройти через многочисленные передряги, в частности, пробираться через оккупированную немцами Украину.
С июля 1919 года Аверченко работал в газете «Юг» (впоследствии «Юг России»), агитируя за помощь Добровольческой армии.
15 ноября 1920 Севастополь был взят красными. За несколько дней до этого Аверченко на одном из последних пароходов уехал в Константинополь.
В Константинополе Аверченко почувствовал себя более-менее уютно, так как там в то время находилось огромное количество русских беженцев, таких же как и он.
Источник картинки
В 1921 году в Париже опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», названный Лениным «высокоталантливой книжкой … озлобленного до умопомрачения белогвардейца». За ним последовал сборник «Дюжина портретов в формате будуар».
13 апреля 1922 года Аверченко переезжает в Софию, затем в Белград.
Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 года в Прагу на постоянное место жительства. Снимал номер в отеле «Злата гуса» на Вацлавской площади.
В 1923 году в берлинском издательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного».
Жизнь вдали от Родины, от родного языка была очень тяжела для Аверченко; этому были посвящены многие его произведения, в частности, рассказ «Трагедия русского писателя».
В Чехии Аверченко сразу приобрёл популярность; его творческие вечера пользовались шумным успехом, а многие рассказы были переведены на чешский.
Работая в известной газете «Prager Presse», Аркадий Тимофеевич написал много искромётных и остроумных рассказов, в которых всё же чувствовалась ностальгия и огромная тоска по старой России, навеки канувшей в прошлое.
В 1925 году, после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек».
Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер.

6 комментариев:

  1. Мирослава, не все имена мне знакомы, хотя отдельные произведения читала. Спасибо за Ваш экскурс.
    А вот А. Аверченко знаю с детства по его рассказам для детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, Аверченко читала давно и очень поверхностно, хотелось бы перечитать и "Записки Простодушного" и "Дюжину ножей в спину революции", просто юмористические рассказы.
      А у Роберта Ладлэма читала два романа: "Бумага Мэтлока" и "Рукопись Чэнселлора". Читала в "толстых" журналах, помню, понравились, но читать сложновато. А вот знаменитый дневник Анны Франк не читала, не попался в руки. А вообще сейчас читаю книгу Людмилы Петрушевской "Жила-была женщина, которая хотела убить соседского ребенка" (Москва, 2011). Название пугает, но под ним книга была выпущена в Америке, где в 2010 г. получила главную мировую награду в области фантастической литературы - Всемирную премию фэнтези и вошла в список бестселлеров США. У нас в России эта книга мистических рассказов, сказок и ужасных историй выходила под названием "Песни восточных славян". Читается с большим интересом, хороший литературный слог и мистика, таинственность - такой клубок всего намешан!
      Спасибо Вам огромное за постоянное внимание к блогу и добрые отзывы, это так поддерживает! Скорейшего окончания рабочей недели и отличных выходных!

      Удалить
  2. Добрый день, Мирославочка! Ну вот не могу удержаться от ссылки на один юмористический рассказик под названием «ПРИЕЗЖИЙ СЕЛЬДЯЕВ», написанный Аверченко о том, как в Петрограде к нему, очень занятому писателю, как снежный ком свалился гость - из Армавира! Наши краеведы говорят, что писатель очень точно изобразил беспардонный характер южного провинциала ))) вот она ссылочка: http://armavirochka.blogspot.ru/2014/04/blog-post_10.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо за ссылочку, с большим удовольствием прочитала. В конце поста сделала ссылку на Ваш блог - "Армавирочка", (на Аверченко). Интересный материал, спасибо, Ириночка!
      Благодарю за комментарий и внимание к блогу. Хороших выходных и отличного весеннего настроения!

      Удалить
  3. Признаюсь, Мирослава, ждала-ждала ставшую уже постоянной рубрику "День в истории литературы". Спасииибо! Имя Роберта Ладлэма для меня не знакомо... Придется восполнять пробелы...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, если Вы любите политические детективы, то произведения Роберта Ладлэма Вам понравятся. Чисто мужские умные детективы.
      Рубрику "День в истории литературы" обязательно буду вести дальше, просто не всегда есть информация по теме, а иногда она не очень интересная. А ведь хочется чем-то удивить и порадовать читателей блога.
      Спасибо Вам за комментарий, очень ценю внимание к блогу и всегда рада видеть Вас в блоге. СПАСИБО!!!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...